Категории раздела

$Категории$

Вход на сайт

Поиск

Наш опрос

$Опрос$

Статистика

Значение $Counter$
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Празднуем Великую Победу
Празднуем Великую победу
Электронный дневник

 

Спасибо, что посетили наш сайт!
 






Воскресенье, 22.09.2019, 01:26
Приветствую Вас Гость | RSS

Климовская средняя общеобразовательная школа №3
пгт Климово, ул.Лесная, д.30
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Персональные страницы педагогов » Курочко Н.А.

В помощь педагогам

Методические рекомендации для диагностики вычислительных навыков

Вычислительный навык – это высокая степень овладения вычислительными приёмами.

Задача формирования вычислительных навыков является центральной в курсе преподавания математики в начальной школе. Однаконе всегда вычислительные навыки у учащихся сформированы на высоком уровне. Вследствие чего, выпускники начальной школы могут испытывать затруднения в обучении.

Учителя начальных классов сталкиваются в своей деятельности с проблемами :

- Низкий уровень усвоения учебного материала на уроках изучения нового материала и в проверочных работах на первичное закрепление.

 - Большое количество вычислительных ошибок при решении задач.

- Неумение учащимися выполнять задания «устного счёта».

Причинами , повлёкшими к появлению нежелательных проблем, являются:

- Возрастные особенности: у младших школьников пока не достаточно сформировано умение абстрактно мыслить, анализировать и быстро обобщать учебный материал.

- Разноуровневый по подготовке состав учащихся в классе.

 - Низкая мотивация к обучению.

 - Отсутствие ситуации успеха для учащихся в школе, дома.

Для того, чтобы найти решения проблемы формирования вычислительных навыков, необходимо продиагностировать учащихся 1- 4 классов.

Требования к замеру скорости вычисления:

Нормы замеров скорости вычислений

1 классI , IIполугодие:                                      

 «3» 4 знака;                                    

 «4» 5-9 знаков;

«5» 10-15 знаков.

2 класс :

Вводный контроль.      Промежуточный контроль.     Итоговый контроль.

«3» 4 знака ;«3»    5 – 9 знаков;

 «4»   5 – 9 знака;                «4»    10 – 14 знаков;

 «5»   10 – 15 знаков. «5»    15 – 20 знаков.

3 класс:

Вводный контроль.         Промежуточный контроль.            Итоговый контроль.

«3»   5 – 9 знаков;                «3»   10 – 14 знаков;                       «3»   10 – 14 знаков;

«4»   10 – 14 знаков;            «4»   15 – 19 знаков;                        «4»   15 - 19 знаков;

«5»    15 – 20 знаков.            «5»    20 -25 знаков.                        «5»    20 – 25 знаков.

4 класс:

Вводный контроль.             Промежуточный контроль.           Итоговый контроль.

«3»   10 -14 знаков;                «3»   10 – 14 знаков;                       «3»   10 -19 знаков;

«4»   15 -19 знаков;                «4»    15 – 19 знаков;                      «4»   20– 29 знаков;

«5»    20 -25 знаков.               «5»     20 -25 знаков.                    «5»   30 знаков.

Класс

Вводный

контроль

Промежуточный контроль

Итоговый

контроль

  1             

 

---

«3»               4 знака;

 «4»               5 – 9 знаков;

                           «5»               10 – 15 знаков.

  2

«3»   4  знака;

 «4»  5 - 9 знак;

 «5»  10 – 15 знак.

«3»        5 – 9     знаков;

«4»       10 – 14  знаков;

«5»       15 -  20  знаков.

  3

«3»   5 -9     знак;

 «4»  10 -14  знак;

 «5»  15 – 20 знак.

«3»  10 – 14  знаков;

«4»   15 – 19 знаков;

«5»   20 - 25 знаков.

«3»  10 – 14  знаков;

«4»   15 – 19 знаков;

«5»   20 - 25 знаков.

  4

«3»  10 – 14  знак;

«4»   15 – 19 знак;

«5»   20 - 25 знак.

«3»  10 – 14  знаков;

«4»   15 – 19 знаков;

«5»   20 - 25 знаков.

«3»    10 – 19 знаков;

«4»    20 -29  знаков;

«5»    30 знаков.

 Задания для проверки вычислительных навыков подбираются для каждого класса в соответствии с изучаемым  программным материалом.

  1 класс

   В конце первого полугодия - задания на сложение и вычитание в пределах 10 без перехода через разряд. Например : 3+2; 8-5.

  В конце второго полугодия –  задания на  сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через разряд. Например : 7+8; 15-9.

2 класс

Вводный контроль – задания на сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через разряд. Например : 7+8; 15-9.

Промежуточный контроль – задания на сложение и  вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд. Например : 21+34 ;48-15.

Итоговый контроль – задания на сложение и вычитание в столбик с переходом через разряд в пределах 100. Например :

   25               84

+37             - 19.

3 класс

Вводный контроль– задания на сложение и вычитание в столбик с переходом через разряд в пределах 100. Например :

   25               84

+37             - 19.

Промежуточный контроль-задания на сложение и вычитание в столбик с переходом через разряд в пределах 100. Например :

17                    35

+64              -  18

Итоговый контроль–задания на сложение и вычитание в столбик с переходом через разряд в пределах 1000. Например :

      348                        471

+    237                   -    135

4 класс

Вводный контроль–задания на сложение и вычитание в столбик с переходом через разряд в пределах 1000. Например :

   348                        471

+    237                   -    135

Промежуточный контрользадания подбираются на умножение двузначных чисел на однозначное с переходом через разряд. Например:

32

X6

Итоговый контрольпроводится  приперемножении двузначных чисел с переходом через разряд.

24

X 45

Для замеров заготавливаются карточки, содержащие не менее 10 вариантов заданий по четыре примера в каждом . Чтобы карточки были одинаково сложными, условия примеров содержат каждую цифру  (от 2-9) по два раза. Пока они лежат лицевой стороной вниз, ученики подписывают на них свои фамилии. Длительность выполнения  ( одна минута) строго контролируется. По команде «Начали» ребята переворачивают листочки и приступают к решению. По команде «Закончили» все одновременно прекращают писать , переворачивают  и сдвигают  на край парты листочки.

При оценке выполненных работ неправильно начисленные цифры не учитываются. Не учитываются и заранее написанные цифры условия. Значит, в решении примера, приведённого ниже, не будут учтены цифры 3, 6, 4, 7 и 1. А как быть с цифрой 5? Фактически она ошибочна, но сложение -  то (1+4) выполнено верно. Цифра 5 считается условно правильной и подлежит учёту. В приведённом решении примера девять правильно определённых цифр.

36

X47

 212

+144

1652

Предложенная диагностика вычислительных навыков составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (второго поколения)для начальной школы. В основу  положен материал из сборника рабочих программ «Школа России» и система В.С. Зайцева.

 Общеорганизационные рекомендации :

-Замеры скорости счёта необходимо проводить -3,4 раза, причём выбирать  для этого продуктивные дни;

- Результаты проверок  лучше фиксировать в тетради учёта, дети – в дневниках;

-Диагностика уровня вычислительных умений  и динамики его измерения рекомендуется  осуществлять с помощью проверки, взаимопроверки, самопроверки;

- Оптимально оценивать : применять в 1-2 классах только отметки «Хорошо» и «Отлично»;

- Стимулировать положительные эмоции и удовольствие от сделанного.

  На современном этапе развития образования необходимо выбирать такие способы организации вычислительной деятельности школьников, которые способствуют не только формированию прочных вычислительных умений и навыков, но и всестороннего развития личности ребёнка.

Совершенствование вычислительных умений:

 В соответствии с результатами диагностики упражнения по совершенствованию вычислительных навыков должны состоять из:

- качественного усвоения таблицы сложения и умножения;

-увеличения частоты тренировок;

-  технологического тренажёра для совершенствования умения перемножать;

Технологический тренажёр – это такой способ организации упражнений, который позволяет увеличить частоту тренировок, не перегружая учителя подготовительной и проверочной работой. Для этой работы применяются карточки многократного пользования. Задания в них не имеют одинаковых примеров, поэтому набор карточек можно использовать достаточно долго, ежедневно сдвигая варианты. Линия обреза проходит непосредственно под заданием, записывать решение на карточке нельзя, оно записывается на подкладываемом листе бумаги.

  Если  в неделю четыре урока математики, то на трёх тренажёр проводится со взаимопроверкой, а на четвёртом проверяет учитель и выставляет отметки. При взаимопроверке часто возникают затруднения, и ученики могут попросить у учителя проверочную карточку.

    Выполнение упражнений на умножение в течение двух недель (ежедневно)позволяет повысить скорость умножения до 30 – 40 цифр в минуту у большинства учеников.

-упражнения с демонстрационными карточками и сорбонками для слабых учеников( карточки небольшого размера, предназначенные для активной тренировки памяти).

Сорбонки для усвоения таблицы умножения изготавливаются учеником по числу не усвоенных им элементовтаблицы, обычно 4 – 5 карточек, иногда до десяти. На каждой переменке ученик играет: угадал, не угадал? Постепенно остаётся всё меньше и меньше неосвоенных элементов, и ученик с ослабленной памятью осваивает таблицу.

   Высокая эффективность сорбонок объясняется тремя важными свойствами: они концентрируют внимание только на тех элементах таблицы, которые ещё не освоены, увеличивают частоту тренировок, раскрепощают память в процессе игры, что обеспечивает более лёгкое запоминание.

Для отработки практических навыков сложения , вычитания и умножения учащимися начальной школы возможно использование пособия  О.Н. Крыловой. Математика. Итоговая аттестация для 1, 2, 3,  –х классов. Издательство «Экзамен»,2014. Каждая книга из этой серии содержит 10 вариантов типовых тестовых заданий , из которых:

 В пособии для 1 класса задания № 1, 2, 3, 5 - из части 1  способствуют отработке навыков сложения и вычитания чисел в пределах 20.

В пособии для 2 класса задания №1, 2, 6, – из части 1 ; №10 – из части 2 также имеют практическое значение в отработке сложения и вычитания чисел в пределах 100.

В пособии для 3 класса №  5, 6 - из части 1 помогут в отработке вычислительных навыков сложения и вычитаниячисел в пределах 1000.

 Для 4 класса  в отработке вычислительных навыков возможно использование подобного пособия под редакцией Л. Я. Илященко№ 3, 4 – из части 1 направлены на совершенствование письменного сложения  в пределах 100 000; № 10, – из части 1; № 13 – из части 2 имеют практическое значение в отработке умножения многозначных чисел на однозначное.

     Совершенствованию вычислительных навыков необходимо уделять внимание на каждом уроке математики в начальных классах.Данную работу нужно начинать  с  этапа  Устный счёт. Для того,чтобы данный этап проходил в определённой системе, результативно использовать материалы из сборника упражнений для устного счёта к учебнику  М.И. Моро  Издательство «Экзамен» под редакцией Л.Ю. Самсоновой. (Для 1, 2, 3, 4 – х классов.) Данное пособие позволит учителю правильно подобрать количество заданий для устного счёта так, чтобы они  способствовали отработке тех или иных вычислительных навыков. Для дополнительной организации индивидуальной и групповой тренировочной работы учителем может быть использована Рабочая тетрадь  В. Н. Рудницкой. Издательство «Экзамен». Преимущество этих тетрадей в том, материал в них дан дзированно, рассчитан на 3 – 5 мин урока. Данный материал может быть использован на любом этапе урока. Кроме отработки новых устных вычислительных навыков по каждой из указанных тем, время от времени в эти темы включаются задания и на ранее пройденный материал.

Кроме вышеназванных пособий  материал по отработке вычислительных навыков широко и разнообразно представлен в контрольно – измерительных материалах (КИМах) для 1, 2, 3, 4-х классов издательства «ВАКО». В данных пособиях материалы представлены как в традиционной форме, так и в виде тестов.

 Систематическая работа по материалам перечисленных сборников поможет повысить вычислительные навыки учащихся начальной школы. 



Источник: http://klimovschool3.ucoz.ru
Категория: Курочко Н.А. | Добавил: оис (16.01.2015)
Просмотров: 3472 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2019