Категории раздела

$Категории$

Вход на сайт

Поиск

Наш опрос

$Опрос$

Статистика

Значение $Counter$
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Празднуем Великую Победу
Празднуем Великую победу
Электронный дневник

 

Спасибо, что посетили наш сайт!
 






Воскресенье, 25.08.2019, 22:44
Приветствую Вас Гость | RSS

Климовская средняя общеобразовательная школа №3
пгт Климово, ул.Лесная, д.30
Главная | Регистрация | Вход
Каталог файлов


Главная » Файлы » Информация » Учителям

Имидж современного педагога как условие формирования профессиональной компетентности
07.11.2012, 15:25

 Имидж современного педагога как условие формирования профессиональной компетентности
Светлана Ивановна Глухих, доцент кафедры социальной педагогики Уральского государственного педагогического универ-ситета, кандидат педагогических наук, г. Екатеринбург

       По определению А.А. Калюжного в монографии «Психология формирования имиджа учителя», « имидж учителя – это эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, массового сознания. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые ему приписываются окружающими»…

        Рассматривая профессиональный имидж как инстру-мент педагогического влияния и как условие успешной профессиональной деятельности, можно выделить такие важные структурные компоненты: соответствие внутреннего и профессионального образа, вербальные и невербальные средства общения, эстетика внешнего облика.

         Соответствие образа профессии внутреннему образу считается основным компонентом педагогического имиджа, поскольку умение располагать к себе людей и создавать позитивный настрой в общении – необходи-мое качество в профессиональном общении. Внутренний образ – это культура учителя, его обаяние, эмоцио-нальность, общеобразовательная компетентность, ассо-циативное видение, самообладание в условиях публич-ности, креативные личностные черты. Внешний образ – это особые формы отношения к материалу, способность к самопрезентации, умелая постановка всего хода урока, профессиональный подход к построению межличностных отношений с учениками, родителями, коллегами и другим социальным окружением.

          Вербальные и невербальные средства общения – важные компоненты имиджа. По данным социологиче-ских исследований, при вербальном общении человек получает 35% информации, а при невербальном – 65%. Что и как говорит учитель, умеет ли он словом привлечь и удержать внимание аудитории, какие жесты, мимику и позы использует, как стоит, сидит, молчит – всё имеет значение. Учитель обучает, даже когда молчит. Внеш-ний облик помогает создать или разрушить позитивный имидж педагога. Визуальная привлекательность – часть профессионального имиджа, эстетический компонент в виде аудиовизуальных и кинестетических характеристик педагога можно использовать как инструмент педагогического воздействия. Тембр голоса, пластика, мимика, одежда, обувь, причёска, макияж, украшения – всё несёт воспитательную нагрузку и влияет на формирование внешнего образа в глазах окружающих.
        Социальная роль имиджа состоит в том, что самопре-зентация позволяет создать образ, приближённый к иде-альному «я», что способствует саморазвитию…Если с помощью одежды, причёски, аксессуаров, макияжа и доброжелательной мимики вы создаёте позитивный имидж, затем определённое время стараетесь ему соот-ветствовать, то и сами не заметите, когда он перестанет быть чисто внешним проявлением.
        Исследователи утверждают, что эффективное взаи-модействие с профессиональным социальным окруже-нием и управление результатами педагогического про-цесса может осуществлять только педагог с позитивной «Я-концепцией». В психологической и педагогической литературе эта концепция характеризуется как обоб-щённое представление о себе, системе взглядов, сужде-ний, оценка собственной личности, существующая в сознании человека.
           В структуре «Я-концепции» три компонента: когни-тивный (что я знаю о себе: я – умный, я – общительный, я - неуклюжий и т.д.); оценочный (как я оцениваю то, что знаю о себе: меня это радует, раздражает, не беспо-коит); поведенческий (как я веду себя с учётом того, что я знаю о себе). Главным в «Я-концепции» является оце-ночный компонент, который обычно и называют само-оценкой. Это личностное суждение о собственной цен-ности и отношение ко всему, что входит в сферу «Я».
         Для учителя с положительной «Я-концепцией» обычно характерно высокое чувство собственной зна-чимости, уверенность в способности заниматься педаго-гической деятельностью. Убеждённость в том, что он импонирует всем участникам педагогического процесса. В осуществлении учебно-воспитательной деятельности такой учитель стремится к максимальной гибкости, эмпатии, эмоциональной уравновешенности, он жизнерадостен, уверен в себе и владеет неформальными методами общения.
Ученики обычно высоко ценят проявление таких ка-честв у учителя. Учитель с позитивной «Я-концепцией» готов к внутреннему пониманию школьника; необходи-мая предпосылка для этого – убеждённость в своей личностной ценности и профессиональной компетент-ности.
          Данная концепция определяет демократический стиль преподавания и общения, формирует у школьни-ков чувство защищённости, уверенности в доброжела-тельности и уважении к личности ученика со стороны учителя. В результате позитивного отношения со сторо-ны педагога происходит рост самооценки школьника, раскрытие творческого потенциала личности…
Профессиональная эрудиция, рефлексия, целеполага-ние, общеобразовательная компетентность, высокий уровень коммуникативных навыков – наиболее важные элементы построения профессионального имиджа.
          …В психологической и педагогической литературе предлагаются специальные психотехники для конструи-рования личного имиджа…«Знакомство с собой и фор-мирование представлений о себе», «Самомотивация – поддержка самого себя», «Привлекательность – созда-ние положительного образа», «Методика личного обая-ния», «Технология успеха».

         …Имидж образовательного учреждения в целом бу-дет определяться репутацией и имиджем педагогов, ра-ботающих в нём.

          …Из чего складывается впечатление о вас...В визу-альном отношении это внешний вид: стиль одежды, ма-неры, осанка, жесты. Наш внешний образ создаётся язы-ком цвета, рисунка, линий силуэта; каждый цвет вызы-вает определённые ассоциации и имеет оптические свойства…Нецелесообразно использовать цветовую гамму насыщенных тонов: красного, зелёного, жёлтого, белого и чёрного цветов. Оптимальные оттенки для учительского костюма – приглушённые оттенки синего, серого, песочного, тёмно-красного. Костюм без блузки выглядит элегантно, а с блузкой – солидно. Хорошим вариантом для работы будет платье и жакет. У мужчин выбор меньше: костюм, рубашка без рисунка и галстук как украшение свидетельствуют о вкусе и социальном положении. Украшения, модные аксессуары должны быть сведены к минимуму, длина юбки и шири-на брюк – близки к классике, а обувь, сумка, ремень – улучшают впечатление, если просты по форме и сдела-ны из натуральной кожи.
Вербальные характеристики – это то, как вы говори-те, с какой интонацией и выражением лица; то, как вы ведёте уроки, проверяете тетради, пишете поурочные планы.
           Оформление рабочего места, марка машины и масса мелочей – от ручки до портфеля – всё несёт информа-цию о вас. Немаловажную роль играет и ваш образ жиз-ни, ваше окружение (родственники, знакомые, друзья).
Но иногда в имидже человека присутствуют, каза-лось бы, все необходимые элементы, но положительный образ не складывается, поскольку не хватает такого важного элемента, как привлекательность в глазах ок-ружающих… Основные свойства привлекательных лю-дей: привлекательные люди часто и охотно улыбаются, ведут себя естественно, дружелюбны, с ними легко общаться.
Имидж – это результат целенаправленных профес-сиональных усилий…Учителю важно осознать, что це-лью создания имиджа является не формирование образа учителя в театральной маске, а учителя с качествами творца, которые проявляются в зависимости от решае-мых педагогических задач.


Народное образование №2, 2012

Категория: Учителям | Добавил: Грант
Просмотров: 2198 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2019