Категории раздела

$Категории$

Вход на сайт

Поиск

Наш опрос

$Опрос$

Статистика

Значение $Counter$
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Празднуем Великую Победу
Празднуем Великую победу
Электронный дневник

 

Спасибо, что посетили наш сайт!
 






Воскресенье, 25.08.2019, 22:43
Приветствую Вас Гость | RSS

Климовская средняя общеобразовательная школа №3
пгт Климово, ул.Лесная, д.30
Главная | Регистрация | Вход
Каталог файлов


Главная » Файлы » Методический кабинет » Классное руководство

Разработка классного часа
22.10.2013, 14:30
Тема классного часа:  «ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ В УЧЕНИИ»

Не будь цветов, все ходили быв одноцветных одеяниях. 

К. Прутков

Как учащийся-профессионал вы должны знать, использовать и развивать свои средства труда, к которым относятся и ваши способности.

Индивидуальность способностей

Способности – это качества человека, которые обеспечивают успешность его деятельности.

Если человек получает более высокие результаты, чем другие люди, то говорят, что у него хорошие (или высокие) способности.

Способности можно понимать как возможность человека что-либо делать. Различных видов способностей существует столько, сколько видов деятельности. И у каждого из вас есть для каждого вида деятельности свои способности – в этом и заключается ваша индивидуальность. Чтобы открыть  в себе свои лучшие способности, надо испытывать себя в различных видах деятельности, проводить самодиагностику. Способности не получают в готовом виде от родителей, их вырабатывают, формируют своими собственными силами. Поэтому Николай Островский полушутливо -полусерьёзно говорил, что в нашей стране не талантливы только лентяи.

Для развития способностей немалое значение имеют индивидуальные врождённые особенности строения мозга и органов чувств – задатки. У детей с ярко выраженными задатками способности могут сформироваться очень рано.

Так, Моцарт начал сочинять музыку в 5 лет, Репин с 6 лет рисовал красками, у Пушкина литературное дарование проявилось в 9 лет. У других же людей процесс созревания способностей затягивается на долгие годы, например, Ньютон, Дарвин, Пастер, Менделеев, Эйнштейн в школе считались неспособными учениками, а затем стали великими учёными.

В этом году нас будут интересовать способности, проявляющиеся в учебной деятельности. И здесь, кроме общеучебных способностей, часто играют большую роль индивидуальные психофизиологические особенности человека. Индивидуальные качества, индивидуальность – это неповторимоесвоеобразие каждого отдельного человека.

Индивидуальность биоритмов

«Совы» и «жаворонки». Некоторые из вас продуктивно работают утром (жаворонки), другие – вечером (совы), а тех, у кого работоспособность в течение дня резко не меняется, называют аритмиками. Очень важно знать и учитывать свой тип, опираться на свои физиологические особенности.нарушение природной биоритмики ведёт к понижению работоспособности, плохому самочувствию, стрессу.

Тест «Ваши биоритмы»

1.                   Трудно ли вам вставать рано утром?

А)да,  б) не всегда,    в) нет

2.                   В какое время вы предпочитаете ложиться спать?

А) после часа ночи, б) около 11,  в) около 10.

3.                   В какое время вы предпочитаете кушать обильно (досыта)?

А) утром,  б) в обед,   в) вечером.

4.                   Когда вам легче учить уроки?

А)поздно вечером,  б) днём, в) в утренние часы.

Интерпретация ответов: если больше ответов а) – вы «сова», если больше ответов в) – вы «жаворонок», ответы б) свидетельствуют, что вы «аритмик».

Индивидуальность «левизны-правизны»

«Мыслители» и «художники». Человеческий мозг делится на два полушария – левое и правое. Левое работает со словестно-знаковой информацией, выполняет сознательные, мыслительные операции (чтение, счёт, решение задач и др.). Правое полушарие заведует эмоциями, оперирует образами. Часто у человекаразвитие обоих полушарий идёт неравномерно. Отсюда различие стилей деятельности, подхода к анализу изучаемых явлений. Левополушарные – это мыслители, правополушарные – художники.  В учении первые опираются на чёткость понятий, логику связей, умозаключений. Правополушарные воспринимают прежде всего эмоциональную сторону предмета.

Упражнение –тест «Левый или правый»

Чтобы определить, какое полушарие у вас более развито, проведите следующие эксперименты.

1.                   Переплетите пальцы рук. Какой палец оказался сверху – левой или правой руки?

2.                   Скрестите руки на груди (поза Наполеона). Какая рука оказалась сверху?

3.                   Изобразите аплодисменты. Какая ладонь сверху?

Если в экспериментах у вас доминирует левое – вы яркий «мыслитель», правое – вы художественная натура.

«Теоретики» и «практики»

Всех людей (а не только учащихся) можно разделить ещё на такие две полярные группы. Одни – теоретики –продуктивны и восприимчивы в области абстрактно-логического, теоретического мышления знаний, умозрительных представлений, проектов. Другие – практики- склонны всё воспринимать наглядно-образно – через опыт, практику и действовать, работать, создавать результаты в материализованной предметной или изобразительной форме. Применительно к учебной деятельности теоретики преуспевают в точных науках, способностям практиков полностью соответствует лишь трудовое и профессионально-техническое обучение, частично – ИЗО, естествознание.

«Гуманитарии» и «Технари»

Эти две группы людей различаются по преобладающему типу мышления. Гуманитарии в окружающем мире воспринимают прежде всего красоту, добро, любовь, духовные ценности. Технари же везде видят структурную, предметно-техническую сторону, легче достигают результатов в естественных, прикладных науках.

Индивидуальные восприятия

«Зрители», «слушатели», «деятели». Попробуйте проанализировать особенности своего индивидуального способа познания. Вы воспринимаете информацию с помощью органов чувств – глаз, ушей либо посредством осязания (движения). В зависимости от того, какой канал информации превалирует (какой болееспособен), люди делятся на «зрителей», «слушателей» и «деятелей».

«Зрители»   быстро схватывают и запоминают такую информацию, как форма, цвет, движения. «Зрители» более успешны по предметам, требующим зрительных представлений: хорошо пишут, рисуют, но хуже описывают предметы словами, затрудняются передать эпитет определения.

«Слушатели» хорошо воспринимают и запоминают звуки, слова, речь, имеют большой словарный запас. Получают удовлетворение от общения, от чтения, любят слушать и рассказывать. «Слушателям» удаются языковые предметы, но они могут отставать в развитии умений и навыков, связанных со зрительным и двигательным восприятием (физкультура, практические занятия).

1)                  «Деятели» познают окружающий мир тактильным (или кинестетическим) способом, то есть путём непосредственного прикосновения или движения. Им удаются практические задания, лабораторные работы, они любят занятия физической культурой. «Деятелям» мешает весьма беспокойное поведение и невнимательность на уроках, неусидчивость в домашних заданиях.

Тест «Канал восприятия»

1)                  Как вы говорите?

А)короткими и не совсем правильными фразами

Б) длинными и сложными предложениями

В) часто неправильно произносите некоторые фразы

2)                  Как ведёте себя на уроке?

А) сами отвечать не вызываетесь

Б) часто вызываетесь отвечать

В) вам трудно усидеть на одном месте в течение целого урока

3)                  В свободное время:

А) играете в настольные (компьютерные) игры

Б) слушаете музыку

В) вам лучше бывать на улице, чем дома

4)                  Занятия творчеством:

А) имеете успех в области видеоряда

Б) имеете успех в аудиоряде

В) нравятся, но не хватает усидчивости

5)                  Общение:

А) держитесь в сторонке, не выступаете инициатором

Б) любите болтать

В) тянетесь к активным играм

6)                  Эмоции и чувства:

А) неохотно выражаете эмоции

Б) любите рассказывать о своих чувствах

В) выражаете свои чувства жестикуляцией, повышенным тоном

Оценка результатов

Если вы выбрали преимущественно ответы:

А) вы – «зритель»,

Б) вы – «слушатель»,

В) вы – «деятель».

В реальной жизни чистые типы извышеперечисленных встречаются редко; обычно наблюдается та или иная их комбинация, которая и представляет индивидуальность личности в области учения. Нередко обнаруживается и тяготение к тому или другому типу. Таким учащимся будут полезны рекомендации по коррекции своих способностей.

Р Е К О М Е Н Д А Ц И И

По коррекции индивидуальных особенностей

«Зрители»:

- развивайте речь (учите наизусть, читайте вслух);

- больше разговаривайте сдрузьями, с собой;

- делайте уроки коллективно, спрашивая друг  друга, отвечайте вслух;

- планируйте работу по частям.

«Слушатели»

- развивайте наблюдательность, зрительноевнимание;

- развивайте ручные навыки;

- представляйте материал в наглядной, графической форме;

- работайте над учебным заданием в одиночестве.

«Деятели»

-развивайте усидчивость, прилежание;

- пользуйтесь чаще карманным словарём;

-осваивайте компьютер;

- ведите записную книжку для памяти;

- чаще контролируйте себя;

-больше читайте, смотрите фильмы.

Упражнение «Ваши способности в зеркале результатов»

Возьмите свою итоговую успеваемость по предметам за прошлый год и дополните отметками, полученными в текущем году. При этом могут возникнуть следующие ситуации (см таблицу)

Успеваемость

да

Не совсем

нет

1.                   С первого класса и по сей день только на «отлично»

2.                   Учусь только на «4» и «5»

3.                   Учусь хорошо только по отдельным предметам

4.                   Сначала учился хорошо, а в последнее время – хуже

5.                   Учился плохо с самого начала, а сейчас и того хуже

6.                   В первых классах отставал, а сейчас – передовых

7.                   Всё время учился средне, главное – без двоек

 

 

 

Как эти ситуации соответствуют вашим данным (да, не совсем, нет) и как вы их объясните? С позиции профессионала-ученика найдите правдоподобное объяснение результатам своей индивидуальной учебной деятельности.

Домашнее задание. Проведите тестирование членов вашей семьи на биоритм, лево-правополушарность, канал восприятия. Проследите  линии наследственности индивидуальных особенностей.

Упражнение «Я-индивидуальностьв учении»

Составьте представление о своих индивидуальных особенностях в учение, оцените (приближённо) в % роль отдельных компонентов способностей.

Индивидуальность – 1) неповторимость, своеобразие каждого человека; 2) набор признаков, присущих конкретному человеку.

Ситуация – проба «Ваша благодарность»

Юноша (девушка) помог(ла) вам подготовиться к зачёту (контрольной), моболизовав ваши способности, волю, трудолюбие.

Задание. Выразите словами положительные эмоции, уважение, восхищение, благодарность за помощь и открытие в вас таких качеств.

Социально-приемлемые позиции:

·   способность быть благодарным

·умение выразить словами свои чувства

·  трудолюбие – одна из важнейших человеческих ценностей.

Категория: Классное руководство | Добавил: оис
Просмотров: 941 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2019