Категории раздела

$Категории$

Вход на сайт

Поиск

Наш опрос

$Опрос$

Статистика

Значение $Counter$
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Празднуем Великую Победу
Празднуем Великую победу
Электронный дневник

 

Спасибо, что посетили наш сайт!
 






Воскресенье, 25.08.2019, 22:44
Приветствую Вас Гость | RSS

Климовская средняя общеобразовательная школа №3
пгт Климово, ул.Лесная, д.30
Главная | Регистрация | Вход
Каталог файлов


Главная » Файлы » Методический кабинет » Классное руководство

Разработка классного часа
22.10.2013, 14:36

              Тема: «Пять «САМО» в учении. Первое «САМО» - целеполагание»

Истинная свобода  человека –

Это свобода его целеполагания.

К. Маркс

Учение, как и любая другая человеческая деятельность, представляет собой цикл, включающий несколько этапов:

1.                   Целеполагание;

2.                   Планирование;

3.                   Организация;

4.                   Выполнение, реализация целей;

5.                   Анализ и осмысливание результатов.

Все эти этапы играют важную роль в развитии и совершенствовании личности (рис. 1)

На этапе целеполагания у личности проявляется способность творить, выражать себя, чувствовать себя свободной, самостоятельной, формируется чувство чести, достоинства.

Этапы  планирования  и организации  представляют собой базу воли, когда воспитываются инициатива, творчество, организованность, целеустремлённость.

На этапе  реализации  целей приобретаются знания, умения, выковывается мастерство, воспитываются трудолюбие, исполнительность, дисциплина.

В процессе  анализа  и осмысливания результатов развиваются способности критической оценки собственной деятельности, воспитываются чувство долга ответственности, справедливости, честность.

Сравнение результатов с целью – это «обратная связь» в самоуправлении личности своей деятельностью. 

Всё сказанное справедливо для самостоятельной деятельности человека – такой, в которой он сам полностью осуществляет все пять этапов (пять «само»):

САМОцелеполагание,

САМОпланирование,

САМОорганизацию,

САМОреализацию,

и САМОанализ (контроль) результатов.

Учение – это самостоятельная, самоуправляемая деятельность человека по добыванию, усвоению и использованию знаний и умений. С чего начинается самостоятельная деятельность учения?

Первое САМО – целеполагание

Начиная любое дело, человек ставит перед собой  цель - воображает желаемый результат. Цель возникает на основе мотивов – осознаваемых и неосознаваемых причин, побуждающих личность к тому или иному действию. Мотивами, побуждающими личность к учебной деятельности, могут быть:

познавательные интересы, потребности в познании;

стойкие склонности и потребности в самовыражении;

 убеждённость в необходимости образования, социальные установки;

личная заинтересованность в получении знаний и умений, потребность в самоутверждении;

желание избежать отрицательных для личности ситуаций (потребность в защите) и др.

 

На основе  мотивов возникают цели, которые могут охватывать ближние, средние и дальние перспективы вашей жизни.

Ближайшие к вам перспективы – это ваша учебная деятельность на уроке, в течении учебного дня, недели, четверти. И здесь встречаются две различные ситуации.

А) Свободный выбор цели. Если захотели узнать, освоить, научиться чему-либо, - выбирайте, ставьте цели и работайте, овладевайте наукой и практикой. Это будет учение с самостоятельно поставленной целью – самообучение. Наличие целей -  залог вашего успеха.

Б) Учение по принуждению, когда цели и содержание обучения задаются сверху: программами, учителями. Поэтому в начале обучения цель в начале обучения цель ясна только учителю, он сообщает её вам. Вы – ученики – должны эту цель понять и принять, иначе ни о каком сознательном усвоении речи быть не может. Вы будете бесправным объектом  принуждающих воздействий педагога, будет учеником ( а не учащимся, учащим себя). В этом случае эффект от обучения мал.

Есть два выхода из положения.

Выход 1. Послушать повнимательнее учителя. Обычно он принимает специальные приёмы, чтобы заинтересовать учеников, вызвать у них мотивацию: это использование наглядности, интересные примеры, проблемные вопросы, ситуации.

Выход 2. Осмыслить своё отношение к учебному материалу: для чего он нужен, какие могут быть последствия его усвоения и т.п.

Если вы заинтересуетесь( или просто решите усвоить материал) – значит, цель изучить этот учебный предмет вы принимаете как свою. С этого момента начинается самообучение: вы сами ставите перед собой цель научить себя тому-то и тому-то, становитесь  субъектом (источником, автором, руководителем) своего учения, своего изменения, учащим себя. Эффект такой деятельности не замедлит сказаться.

 

Упражнение

«Мотивы и цели учения»

1.                   Ответьте, пожалуйста, почему (зачем) вы учитесь, ходите в школу? Что вас заставляет учиться? Обсудите результаты в группе.

1)                   нравится получать пятёрки;

2)                   родители заставляют;

3)                   учусь потому, что так надо всем;

4)                   потому что интересно, нравится узнавать новое;

5)                   учусь, так как убеждён, что знания – основа будущих успехов;

6)                   нравятся отдельные предметы, по которым могу проявить себя;

7)                   учиться не нравится, но общаться с друзьями в школе – нравится.

2.                   Поставьте (сформулируйте) свои собственные цели в учебной деятельности:

а)  окончить 9 (11) классов школы;

б)  узнать как можно больше;

в) освоить какую-либо практическую область (начало профессии);

г) изучить какие-либо науки (математику, историю и т.д.;

д) научиться учиться;

е) учиться без двоек;

ж) стать культурным, образованным человеком.

 

Словарик

 

Субъект деятельности – носитель активности, источник взаимодействия с объектами действительности.

Мотивы внутренние осознаваемые и неосознаваемые причины, лежащие в основе выбора действий и поступков личности.

Цель – воображаемый образ желаемого результата.

Категория: Классное руководство | Добавил: оис
Просмотров: 1193 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2019