Категории раздела

$Категории$

Вход на сайт

Поиск

Наш опрос

$Опрос$

Статистика

Значение $Counter$
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Празднуем Великую Победу
Празднуем Великую победу
Электронный дневник

 

Спасибо, что посетили наш сайт!
 






Воскресенье, 25.08.2019, 22:37
Приветствую Вас Гость | RSS

Климовская средняя общеобразовательная школа №3
пгт Климово, ул.Лесная, д.30
Главная | Регистрация | Вход
Каталог файлов


Главная » Файлы » Исследовательские проекты, сочинения, конкурсные работы учеников

Исследовательская работа
14.03.2013, 20:23

 МБОУ Климовская средняя общеобразовательная школа №3 Брянской области

243040, Брянская область, п.г.т. Климово, ул. Лесная, д.30

Областной конкурс исследовательских работ учащихся по школьному краеведению, посвященном 70-летию освобождения Брянщины от немецко- фашистских захватчиков

Номинация: Культурное и природное наследие

Тема исследовательской работы: Усадьба П.В.Завадовского в селе Ляличи

Выполнила: Рогова Екатерина Андреевна,

 ученица 9 «А» класса МБОУ КСОШ№3



Руководитель: Капустина

Екатерина Александровна,

учитель ИБК МБОУ КСОШ№3

Адрес места работы: 243040,

Брянская область,

 п.г.т. Климово, ул. Лесная, д.30

 

Климово

2013

Оглавление

Введение. 2

Глава 1. Петр Васильевич Завадовский. 4

Глава 2. Культурно-исторического ландшафт усадьбы в. 5

селе Ляличи. 5

2.2. Особенности архитектуры усадьбы.. 5

2.2 Характерные черты усадебного интерьера. 6

2.3 Садово-парковое искусство на территории усадьбы.. 7

Глава 3. Церковь – центр усадебной культуры.. 10

Заключение. 12

Список использованной литературы.. 13

Приложение. 14

 

Введение

Усадьба – уникальное достояние национальной культуры, которое требует изучения.  Актуальность данной темы обусловлена недостаточным изучением и обобщением сущностных черт дворянских усадеб провинциального типа, быстрым исчезновением на протяжении XX – начала XXI в. материальных остатков большинства дворянских усадеб в Брянской области.

Дворянские усадьбы в течение нескольких веков были в России одним из наиболее распространенных типов поселения. К середине XIX века они стали неотъемлемой частью жизни не одного поколения российского поместного дворянства и были связаны для многих представителей господствующего сословия с такими понятиями как «мир детства», «родная земля», «отчизна».

Для дальнейшего использования термина «усадьба», необходимо определить, что же он в себя включает.

Словарь В.И. Даля произвел этот термин от слова усада, определяя усадьбу как господский дом на селе, со всеми ухожами (угодьями), садом и огородом, то есть жилье и прилегающая к нему территория [3, с.319].

С.И. Ожегов дает несколько толкований слова усадьба. Во-первых, усадьба – это отдельный дом со всеми примыкающими к нему строениями, угодьями. Во-вторых, это поселок, место, где расположены жилые дома и хозяйственные постройки. Наконец, участок земли, находящийся при доме [8, с.685].

В современных справочниках много интерпретаций слова "усадьба". Одни вкладывают в это понятие только основной архитектурный ансамбль с парком или вне парка, другие включают в него и хозяйственные постройки, третьи распространяют его на всю территорию, ранее принадлежавшую владельцам усадьбы, используя его как синоним термина имение.

Но можно сказать с уверенностью, роль усадьбы в развитии не только уезда, но и всей губернии была велика. Для них был открыт доступ к самым последним достижениям в области сельского хозяйства, промышленности, к новым технологиям, они знакомились с наиболее передовыми идеями в искусстве, науке.

Для анализа мы выбрали наиболее яркий усадебный комплекс расположенный в Брянской области - усадьба в Ляличах, принадлежавшая в конце XVIII – начале XIX века вельможе Петру Васильевичу Завадовскому.

Цель нашей исследовательской работы: рассмотрение особенностей усадебного комплекса в селе Ляличи в конце XVIII – начале XIX века.

Объект исследовательской работы: дворянская усадьба в конце XVIII – начале XIX века, принадлежащая П.В. Завадовскому.

Предмет исследования: выявление особенностей и характерных черт усадьбы в селе Ляличи.

Задачи исследования:

1)    Рассмотрение архитектурных особенностей данной усадьбы;

2)    Исследование характерных черт усадебного интерьера;

3)    Выявление специфики культурной составляющей усадьбы.

Методы нашего исследования: систематизация, обобщение, сравнение, анализ и комментирование.

 

 Глава 1. Петр Васильевич Завадовский

Русский государственный деятель, граф П.В. Завадовский родился 10 (21) января 1739 года в селе Красновичи. Он происходил из древнего польского дворянского рода Завадовских, принявшего русское подданство в начале XVII столетия.

Учился в иезуитском училище и Киевской духовной академии. С 1760 повычитчик в Малороссийской коллегии. Здесь обратил на себя внимание графа П.А. Румянцева, генерал-губернатора Малороссии. Участник русско-турецкой войны 1768-1774, отличился в битвах при Ларге и Кагуле, один из авторов текста Кючук-Кайнарджийского мирного договора. В 1775 сопровождал П.А. Румянцева в Санкт-Петербург, где сделался известен Екатерине II и на два года стал ее фаворитом. Ему были пожалованы обширные поместья в Черниговской и Могилевской губерниях. В 1777 императрица охладела к П.В. Завадовскому. В 1776-1793 продолжал играть заметную роль при дворе; кабинет-секретарь, генерал-майор. С 1782 первоприсутствующий в Комиссии для устройства народных училищ. В 1793 П.В. Завадовский  был возведен в графское достоинство Римской империи. При Павле I Петр Васильевич был сначала в милости, получил графское достоинство Российской империи, но затем, после смерти своего близкого друга князя Безбородко, впал в опалу. В 1799 уволен в отставку. С восшествием на престол императора Александра I член Непременного совета и председатель Комиссии о составлении законов. С 1802 министр народного просвещения. Под руководством Завадовского образованы учебные округа, открыты университеты в Харькове, Казани, Дерпте, Вильно и утверждены их уставы. В 1804 созданы первые в России заведения для подготовки учителей, открыто большое число приходских училищ. При непосредственном участии П.В. Завадовского в 1804 принят «Устав о цензуре». С 1810 председатель Департамента законов Государственного совета.

Граф П.В. Завадовский умер 10 (22) января 1812 года в Санкт-Петербурге и похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. [9]

Глава 2. Культурно-исторического ландшафт усадьбы в селе Ляличи

2.2. Особенности архитектуры усадьбы

Сложившийся тип помещичьей усадьбы к началу XIX века представлял собой целостный архитектурный ансамбль, который включал в себя барский дом с флигелями, обслуживающие постройки – конюшни, оранжереи. Флигели – обязательное дополнение к усадебному дому, как правило, их было несколько - один для гостей, другой для «молодой поросли» рода.

Господский дом был сосредоточением жизни в усадьбе и композиционным центром всего комплекса, имеющего, как правило, осевую планировку. Главная ее ось определялась въездной аллеей и проходила через центр здания. Дом был обычно двух- либо трехэтажным, чаще деревянным. Нижний этаж, цокольный, мог отделываться рустовкой. Бельэтаж имел высокие окна, за которыми угадывались анфилады парадных зал. Флигели повторяли классическую стилистику главного здания [6, с.98].

Самой богатой усадьбой Орловской губернии конца XVIII - первой половины XIX века была усадьба в Ляличах.

В 1800 году П.В. Завадовский писал своему близкому другу С.Воронцову: «По плану Гваренгия выстроил дом каменный в здешних краях на диво, каков и в провинциях Англинских был бы замечателен не со стороны огромности, а по красоте чистых пропорций своего фасада» [7, с.163].

Упоминаемый в письме Джакомо Кваренги – один из знаменитых петербургских архитекторов той поры, представитель классического направления в русской архитектуре. Не удивительно, что архитектурный ансамбль столичного мастера просто поразил современников                              П.В. Завадовского.

Огромный усадебный комплекс включал в себя дворец с галереями и флигелями, различные хозяйственный и служебные постройки, Екатерининскую церковь, парк с Летним дворцом и храмом. Усадьба по праву считается выдающимся памятником русского зодчества начала XIX века, относится к эпохе зрелого классицизма.

Усадебный комплекс с целым рядом великолепных зданий занимал огромный участок, обнесенный высокой кирпичной оградой. Главным ядром композиции был трехэтажный дворец с пониженными закругленными галереями, заканчивающимися одноэтажными флигелями. Галереи замыкали большой парадный двор перед домом, а лицевой фасад составляла каменная ограда с монументальными въездными воротами в центре. Группа хозяйственных и служебных построек составляли восемь одноэтажных зданий, которые поставлены одинаковыми симметричными группами, продолжала композицию парадного двора. Три постройки размещены были несколько севернее. У южного конца аллеи, вне основной территории усадьбы, поставлена церковь Екатерины.

2.2 Характерные черты усадебного интерьера

Особый интерес представляет внутреннее убранство усадьб. Если обратить внимание на убранство типичной усадьбы для начала XIX века, то можно выявить много схожих особенностей в ее планировке, внутреннем содержании.

Богатой внутренней планировкой отличался дворец в Ляличах. Замковый, романтичный характер усадьбы во многом определял и неординарность, самобытность его содержания, а так же самобытность судьбы ее обитателей.

Во дворце было более сотни роскошно убранных комнат, отделанных натуральным и искусственным мрамором, ценными породами дерева.

Внутренняя структура дома традиционна для усадеб дворцового типа. В первом этаже размещались вестибюль, гардероб, приемные, кабинет владельца и служебные помещения. Во втором находились столовая, гостиные и парадные залы, из которых значительны зеркальный зал для танцев и концертов и круглый зал с колоннами, занимавший центральное место в плане. В состав парадных помещений входили также две лоджии, расположенные симметрично в центре боковых фасадов.

Третий этаж, небольшой по высоте, занимали жилые комнаты владельца. В подвале размещались кухня, кладовые и многочисленные хозяйственные помещения. Флигеля и закругленные крылья дома предназначались для гостей.

Планировка дома анфиладная, то есть из одной комнаты можно было попасть в другую и так по цепочке. Все помещения различного назначения группировались во втором и третьих этажах вокруг центрального купольного зала. Основные парадные залы располагались на парковой стороне. Парадная лестница справа от вестибюля в первом этаже вела двумя маршами на второй. Несколько лестниц служебного назначения соединяли этажи между собой, включая подвал и третий этаж.

Для внутренней отделки дворца применялись скульптура, лепнина, декоративная роспись, ценные породы камня и дерева, различные отделочные материалы, зеркала и гобелены, привезенные из Франции.

Вот как описывал большую гостиную первый биограф графа                И.С. Листовский: «Большая гостиная графа обтянута гобеленами Буше и установлена золоченой мебелью Людовика XV, мраморный камин в Помпеевском вкусе, прекрасная мраморная статуя Екатерины помещается напротив камина» [7, с.165].

2.3 Садово-парковое искусство на территории усадьбы

В процессе развития русской культуры в XVIII – XIX веках было создано много усадебных ансамблей. Располагаясь среди природы сельской местности, они органически включались в ее ландшафт. А непременной составной частью усадеб были садово-парковые устройства, в  их планировочных системах отражались жизнь эпохи и ее стилистические черты.

Еще в эпоху расцвета усадебной жизни естественный пейзаж и цветочный партер стали неотъемлемыми частями усадебного парка.

За многовековую историю садов сложилась традиция сочетать в них самые различные виды искусства: собственно парковое, архитектуру, скульптуру и даже поэзию. [1, с.115].

Ляличи – несомненно, один из лучших образцов и паркового искусства. Великолепные постройки утопали в зелени великолепного пейзажного парка, в котором насчитывалось около ста пород деревьев.

Строительство  дворца, других зданий комплекса были закончены к 1795 году, а вот парк начинал устраиваться двумя годами позже. Считается, что парк проектировал видный русский архитектор – Николай Александрович Львов.

Первоначально территория парка достигала ста пятидесяти гектаров. Обнесенный каменной стеной общей протяженностью около десяти километров, парк  включал в себя все, что требовала эпоха: искусно устроенные природные красоты, темные густые чащи, холмистые поляны с бегущими по ним тропинками и ручьями, косогоры и овраги с шумящими водопадами, среди деревьев скрывались беседки, летний дворец, ротонда «благодарности», много статуй.

Планировочная структура парка представляет собой сочетание регулярной планировки с ландшафтной, при территориальном господстве последней. Регулярную зону составляли парадный двор дворца, цветочный партер, затем фруктовый сад, частично входящий с юга на территорию парка. Вся остальная территория оформлялась как подобие «живой природы». Территория парка была заключена в каменные стены высокой ограды.

К.П.Шаликов, посетивший Ляличи в 1803 году, в книге «Путешествие в Малороссию» так изобразил парк: «Желал бы я быть Апеллесом, чтобы чудотворною кистью написать вам здешний истинно английский сад» [1, с.54].

Архитектурно – планировочная организация паркового пространства осуществлялась средствами ландшафтной композиции вокруг системы искусственных прудов, разделявших территорию парка на восточную и западную части. Цепочка каскадных прудов отделяла одну часть от другой. Обе части парка связывала система живописных аллей и затейливо проложенных дорожек, вместе с земляными плотинами, мостиками и переездами. На аллеях, усыпанных чистым белым песком, было фундаментально установлено несколько скамеек и более пятидесяти мраморных статуй [2, с.113].

Западная часть носила открытый характер. Ее поперечная ось выявлялась цветочным партером – садом. К партеру примыкали зеленые поляны с группами искусно подобранных деревьев. Отсюда был  великолепнейший вид на дворец.

Восточная часть парка, находящаяся за прудом на противоположном дворцу склоне, была обильно озеленена целыми рощами деревьев. На небольших полянах располагались архитектурные акценты, которые важны для композиции всего усадебного ансамбля.

Летний дворец под названием «Зала беспечности» и «Храм благодарности» подчеркивали и закрепляли композиционную связь всех частей парка. Летний дворец – двухэтажное здание классической архитектуры, состоял из нескольких небольших помещений. Участок парка, на котором был построен летний дворец, назывался «Зверинец». Дело в том, что парк переходил в сплошной густой лес, поэтому здесь водились в большом количестве различные звери: медведь, лось, косуля, заяц.

«Храм благодарности» - двенадцатиколонный круглый павильон-ротонда, покрытый куполом. В этом «храме» располагалась бронзовая статуя Румянцева-Задунайского. Считая Румянцева своим благодетелем, Завадовский желал увековечить память о нем таким образом [1, с.55].

На территории парка, оживляя и украшая его, располагалось около полусотни скульптур. Скульптурные изваяния, мраморные статуи представляли героев древности и мифологические аллегории.

Пять плотин перекрывали ручей Излучье, образовывая эффектную систему прудов. Все водоемы имели свободные природные очертания и лишь земляные плотины напоминали о их искусственном происхождении. Озеленение парка основывалось на умелом использовании местных пород деревьев и кустарников.

Парк раскинулся на 130 десятинах, на Завадовского это не останавливало. И действительно парк был страстью для его владетеля. По свидетельствам современников, Завадовский, обнося свой парк каменной стеной на семь верст, прельстился дубом за чертой сада и границею усадьбы и, чтобы внести его в собственный парк, сделал изгиб изгороди и заплатил казаку-собственнику за это деревце, с саженью земли, тысячу рублей [7, с.168].

Глава 3. Церковь – центр усадебной культуры

В пространстве усадьбы можно выделить две архитектурные и смысловые доминанты. Воплощением светскости, столичности, сосредоточением жизни был господский дом. А второй доминантой, выражением духовной сути усадьбы являлась церковь.

Исследователь Звягинцева говорит, что очень трудно переоценить значение усадебных храмов в формировании русской усадьбы. Без церкви трудно представить и саму композицию усадьбы [4, с.16].

Важной функцией церкви являлось то, что обычно усадебный храм служил фамильной усыпальницей для владельцев имения, которые в этом качестве придавали ему особое значение.

Храм в Ляличах выглядит не менее монументальным и строгим, чем дворец. Церковь Св. Екатерины  с пределом во имя святых апостолов Петра и Павла была построена еще в конце XVIII века, точнее в 1797 году, вероятно, что так же как и дворец, по проекту Кваренги. Церковь по своему объему напоминала пышный городской собор и ее композиция не имела себе подобных в русской архитектуре. По богатому внешнему облику можно предположить, что частично сказались черты барокко.

Объемно-плановая структура церкви необычна. Основной объем, близкий к кубу, был увенчан пятью куполами, с центральным доминирующим. С запада здание украшено классическим восьмиколонным портиком. Низ здание рустован, а это один из приемов классицизма.

Отличает этот храм особая пространственная композиция. Ритмический строй главной колоннады по обеим ее сторонам продолжен открытыми колоннадами переходами, соединяющими основной корпус с двумя симметрично расположенными колокольнями. Можно сказать, что принцип классической «соразмерности» и симметричности доведен здесь до совершенства. Упорядоченность частей здания – это также излюбленный прием классицизма.

Строгость и изящество, как синтез принципов барокко и классицизма, отличают и внутреннюю отделку храма. Из восьми громадных окон барабана купола вырывался яркий свет в слабо освещенную нижнюю часть здания. Главную роль играла лепнина, которая подчеркивала основные архитектурные членения стен и сводов. Все стены над нижними проемами обходил промежуточный карниз. Арки проемов и ниш обрамляли архивольты с поясами изящного декора. В окнах были решетки из вертикальных пик.

Здание храма находилось в отдалении от всех построек усадьбы. Особенно величественным храм казался на фоне обыкновенных сельских строений и производил впечатление грандиозности. Но, к сожалению, на сегодняшний момент от внутренней отделки не осталось и следа.

 

Заключение

Несмотря на то, что уже к началу XX века дворец являл собой дикое зрелище: выломаны оконные переплеты, отодраны полы, а среди этих разрушений обреченно выглядели роскошные росписи стен и потолков, лепнина. Погиб главный дворец, от него остались лишь руины подвальной части и одиноко стоящие колонны главного портика. Боковые флигели в последствии пытались восстанавливать. Но даже в своих руинах дворец Петра Васильевича Завадовского останется ценным и удивительным памятником искусства Брянской     области.

Мне приятно осознавать, что мне удалось соприкоснуться с историей прекрасного культурного памятника нашей области. И я надеюсь, что в дальнейшем будут предприняты попытки для реставрации и сохранения для будущих потомков прекрасной усадьбы П.В. Завадовского. Ведь так важно хранить и передавать своим потомкам культурное наследие края.

 

  

Список использованной литературы

1.     Городков В.Н. Памятники садово-паркового искусства  // Брянский краевед, №5, 1973.

2.     Городков В.Н. По старинным аллеям. Тула: Приок. кн. изд-во, 1982.

3.     Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1-4. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.

4.     Звягинцева М.М. Русская усадьба как культурный феномен.  М, 1997.

5.     Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. М.: Наука, 1998.

6.     Марасинова Е. Каждан, Т Культура русской усадьбы  // Очерки русской культуры XIX века, М., 1998.

7.     Наш край в истории отечества: сборник статей XI научно-практической конференции // Н.А. Голик. Унеча, 2005.

8.     Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1988.

9.     Сухарева О.В. Кто был кто в России от Петра I до Павла I, Москва, 2005

Категория: Исследовательские проекты, сочинения, конкурсные работы учеников | Добавил: оис
Просмотров: 3032 | Загрузок: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2019